Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS |
|
MASoft Форум » Общение » О музыке » Музыка в Китайской культуре |
Музыка в Китайской культуре |
О развитии музыки в эпоху Шан можно судить на основе найденных археологами различных музыкальных инструментов и гадательных костей с письменами, так или иначе касающимися музыкальной тематики. Все это говорит о богатой музыкальной практике данного времени. По текстам, относящимся к эпохе Чжоу, можно видеть, что чжоусцы обладали уже достаточно сложившейся музыкальной системой. Эта система и легла в основу развития традиционной китайской музыкальной науки.
Древним китайцам было свойственно космологическое и социально-политическое понимание музыки. Считалось, что все вещи взаимодействовали между собой по принципу связи, подобной музыкальным созвучиям, и имелись соответствия музыкальных тонов различным элементам мироздания. Поэтому музыка полагалась важнейшим средством управления государством и достижения природной и социальной гармонии. Как указывается в “Ли цзи” (“Книга обрядов”), при гармоничной музыке можно ожидать благоденствия в государстве, а при несогласии звуков - его гибель: Все музыкальные звуки рождаются в сердце человека. Чувства зарождаются внутри человека и воплощаются в виде звуков; когда же эти звуки приобретают законченность, их называют музыкальными тонами. Вот почему в хорошо управляемом обществе музыкальные звуки мирные и тем доставляют людям радость, а управление там гармонично; в неупорядоченном обществе музыкальные звуки злобны и тем вызывают гнев людей, а управление там извращенное; в гибнущем государстве музыкальные звуки печальны и тем вызывают тоску, а его народ в трудном положении. Пути [развития] музыки имеют много общего с управлением страной. Музыкальная нота гун символизирует правителя, музыкальная нота шан символизирует чиновников, музыкальная нота цзюэ символизирует народ, музыкальная нота чжи символизирует дела государства, музыкальная нота юй символизирует окружающие предметы. Если эти пять нот гаммы не перепутаны, то нет и негармоничных, фальшивых звуков. Если тон гун расстроен, то звуки беспорядочны, [а это значит, что] правитель высокомерен; если тон шан расстроен, то звуки грубы, [а это значит, что] чиновники испорчены; если тон цзюэ расстроен, то звуки тревожны, [а это значит, что] народ недоволен; если тон чжи расстроен, то звуки печальны, [а это значит, что] народ в делах изнурен; если тон юй расстроен, то звуки обрывисты, [а это значит, что] богатства государства оскудели. Когда же все пять тонов гаммы расстроены, они мешают друг другу, и это называется распущенностью. При таком положении дни гибели государства близки - Вздохнет земля и говорят, что [подул] ветер. Сейчас он стих. А заиграет - яростно завоет сквозь тьму [земных] отверстий. Разве тебе не [случалось] слышать [подобные] голоса? Ущелья гор, массивы лесов, ямы от вывороченных с корнями деревьев-гигантов в сто обхватов, подобны носу, рту, ушам; подобны перекладинам, оградам, ступкам, подобны то стремительному потоку, то стоячей воде. Одни - бурлят, как поток, другие - свистят, как стрела, у одних - шумный выдох, у других - тихий вдох, [голоса] высокие, низкие, [звуки] протяжные, отрывистые. Одни запевают, другие подхватывают. Прохладный ветерок - малый хор, а вихрь - хор огромный. Утихнет буйный ветер, и все отверстия опустеют. Разве не слышал последних вздохов затихающего ветра? - Свирель земли создается всеми ее отверстиями, [как] свирель человека - дырочками в бамбуке. Осмелюсь ли спросить, что такое свирель вселенной? - сказал Странник. - [В ней] звучит тьма ладов и каждый сам по себе, - ответил Владеющий Своими Чувствами. - Все [вещи] звучат сами по себе, разве кто-нибудь на них воздействует?! [3] Фундаментальность музыкального звука объяснялась тем, что он рассматривался как вибрация ци - тонкого флюида, пневмы, некой универсальной энергии, проникающей все бытие. Из первичной энергии (юань ци) возникает космос, а за счет ее постоянных трансформаций происходит развитие всего сущего. Понимание древними китайцами природы звука тесно связано с концепцией пневмы ци. Посредством привлечения этой категории истолковывались различные характеристики звука. Громкость (лян) звучания связывалась с количеством вибрирующей ци, а его высотность (ду) рассматривалась по шкале “мутности” (чжо) или “чистоты” (цин) ци, ее иньскости или янскости, что в нашем понимании соответствует низкому или высокому звуковому диапазону. Керамическая свистулька. Все классы [предметов и явлений] по существу связаны друг с другом: соединяется то, что по духу одинаково, отзывается то, что сходно звучит. Так, если [из инструмента] извлекать тон гун, то все сходные звуки откликнутся; если извлечь тон цзюе, то в ответ зазвучат все сходные звуки К 4 в. до н.э. относится упоминание использования полых сосудов как резонаторов для обнаружения подкопов, делающихся вражескими солдатами, осаждающими город. Для этого около городской стены рыли колодцы глубиной около 4,5 м, в которые помещались большие глиняные кувшины с горловиной, закрытой мембраной из кожи. Если под землей делается подкоп, то шум непременно был слышан стоящему у колодца часовому. Сообщение отредактировал Samurai - Понедельник, 18.05.2009, 16:25
|
| |||
| |||